Клеточные автоматы (КА) – это дискретные математические модели, которые используются для моделирования сложных систем с помощью простых локальных правил. Они состоят из сетки ячеек, каждая из которых может находиться в одном из конечного числа состояний. Эволюция системы происходит в дискретные временные шаги, и состояние каждой ячейки в следующем шаге определяется её текущим состоянием и состояниями соседних ячеек.
Одним из интересных видов клеточных автоматов является WireWorld. Этот автомат был предложен Брайаном Сильверманом и используется для моделирования электронных схем и логических вычислений. WireWorld интересен тем, что с его помощью можно строить сложные логические схемы и даже целые компьютеры.
Основные концепции клеточных автоматов
Состояния и правила переходов
Клеточный автомат состоит из следующих компонентов:
- Состояния ячеек: Каждая ячейка может находиться в одном из множества возможных состояний. В случае WireWorld, это четыре состояния:
- Пустое (Empty)
- Провод (Wire)
- Голова электрона (Electron Head)
- Хвост электрона (Electron Tail)
- Сетка: Сетка ячеек, обычно двумерная, но может быть и дргуой размерности.
- Правила переходов: Определяют, как состояние каждой ячейки изменяется в зависимости от её текущего остояния и состояний соседей.
Примеры клеточных автоматов
Самым известным клеточным автоматом является «Игра Жизнь» Джона Конвея. Она имеет простые правила, но может генерировать чрезвычайно сложные и интересные паттерны. В толичие от «Игры Жизни», WireWorld предназначен для моделирования потоков электрических сигналов и логических схем.
Основы WireWorld
Состояния WireWorld
В WireWorld используются четыре состояния:
- 0: Пустое пространство (Empty)
- 1: Провод (Wire)
- 2: Голова электрона (Electron Head)
- 3: Хвост электрона (Electron Tail)
Правила переходов
Правила переходов в WireWorld определяют, как ячейки меняют своё состояние:
- Empty (0) остаётся Empty (0).
- Electron Head (2) превращается в Electron Tail (3).
- Electron Tail (3) превращается в Wire (1).
- Wire (1) превращается в Electron Head (2), если ровно одна или две соседние ячейки находятся в состоянии Electron Head (2).
Пример кода на языке D
Рассмотрим реализацию WireWorld на языке программирования D.
import std.stdio;
import std.algorithm;
import std.array;
import std.range;
enum CellState {
Empty = 0,
Wire,
ElectronHead,
ElectronTail
}
class WireWorld {
CellState[][] grid;
int rows, cols;
this(int rows, int cols) {
this.rows = rows;
this.cols = cols;
grid = new CellState[][](rows, cols);
}
void initialize(string pattern) {
// Initialize the grid with a given pattern
foreach (i, row; pattern.split('\n')) {
foreach (j, cell; row.byCodeUnit) {
switch (cell) {
case '0': grid[i][j] = CellState.Empty; break;
case '1': grid[i][j] = CellState.Wire; break;
case '2': grid[i][j] = CellState.ElectronHead; break;
case '3': grid[i][j] = CellState.ElectronTail; break;
}
}
}
}
void step() {
auto newGrid = grid.dup;
foreach (i, row; grid) {
foreach (j, cell; row) {
switch (cell) {
case CellState.Empty:
newGrid[i][j] = CellState.Empty;
break;
case CellState.ElectronHead:
newGrid[i][j] = CellState.ElectronTail;
break;
case CellState.ElectronTail:
newGrid[i][j] = CellState.Wire;
break;
case CellState.Wire:
int heads = countHeads(i, j);
if (heads == 1 || heads == 2) {
newGrid[i][j] = CellState.ElectronHead;
} else {
newGrid[i][j] = CellState.Wire;
}
break;
}
}
}
grid = newGrid;
}
int countHeads(int x, int y) {
int heads = 0;
foreach (i; max(0, x-1) .. min(rows, x+2)) {
foreach (j; max(0, y-1) .. min(cols, y+2)) {
if ((i != x || j != y) && grid[i][j] == CellState.ElectronHead) {
heads++;
}
}
}
return heads;
}
void printGrid() {
foreach (row; grid) {
foreach (cell; row) {
write(cell == CellState.Empty ? '0' :
cell == CellState.Wire ? '1' :
cell == CellState.ElectronHead ? '2' : '3');
}
writeln();
}
writeln();
}
}
void main() {
auto ww = new WireWorld(10, 10);
ww.initialize(`
0000000000
0111111100
0100000100
0100000100
0111111100
0000000000
0000000000
0000000000
0000000000
0000000000
`);
ww.printGrid();
foreach (_; 0 .. 10) {
ww.step();
ww.printGrid();
}
}
Объяснение кода
- Объявление состояний ячеек:
enum CellState {
Empty = 0,
Wire,
ElectronHead,
ElectronTail
}
Мы используем enum
для определения четырёх состояний, которые могут принимать ячейки WireWorld.
- Класс WireWorld:
class WireWorld {
CellState[][] grid;
int rows, cols;
this(int rows, int cols) {
this.rows = rows;
this.cols = cols;
grid = new CellState[][](rows, cols);
}
void initialize(string pattern) {
// Initialize the grid with a given pattern
foreach (i, row; pattern.split('\n')) {
foreach (j, cell; row.byCodeUnit) {
switch (cell) {
case '0': grid[i][j] = CellState.Empty; break;
case '1': grid[i][j] = CellState.Wire; break;
case '2': grid[i][j] = CellState.ElectronHead; break;
case '3': grid[i][j] = CellState.ElectronTail; break;
}
}
}
}
void step() {
auto newGrid = grid.dup;
foreach (i, row; grid) {
foreach (j, cell; row) {
switch (cell) {
case CellState.Empty:
newGrid[i][j] = CellState.Empty;
break;
case CellState.ElectronHead:
newGrid[i][j] = CellState.ElectronTail;
break;
case CellState.ElectronTail:
newGrid[i][j] = CellState.Wire;
break;
case CellState.Wire:
int heads = countHeads(i, j);
if (heads == 1 || heads == 2) {
newGrid[i][j] = CellState.ElectronHead;
} else {
newGrid[i][j] = CellState.Wire;
}
break;
}
}
}
grid = newGrid;
}
int countHeads(int x, int y) {
int heads = 0;
foreach (i; max(0, x-1) .. min(rows, x+2)) {
foreach (j; max(0, y-1) .. min(cols, y+2)) {
if ((i != x || j != y) && grid[i][j] == CellState.ElectronHead) {
heads++;
}
}
}
return heads;
}
void printGrid() {
foreach (row; grid) {
foreach (cell; row) {
write(cell == CellState.Empty ? '0' :
cell == CellState.Wire ? '1' :
cell == CellState.ElectronHead ? '2' : '3');
}
writeln();
}
writeln();
}
}
- Конструктор: Инициализирует сетку заданного размера.
- Метод
initialize
: Инициализирует сетку по переданному шаблону. - Метод
step
: Обновляет состояния всех ячеек на основе правил WireWorld. МетодcountHeads
: Подсчитывает количество соседей в состоянииElectronHead
. - Метод
printGrid
: Выводит текущую сетку на экран.
- Основная функция:
void main() {
auto ww = new WireWorld(10, 10);
ww.initialize(`
0000000000
0111111100
0100000100
0100000100
0111111100
0000000000
0000000000
0000000000
0000000000
0000000000
`);
ww.printGrid();
foreach (_; 0 .. 10) {
ww.step();
ww.printGrid();
}
}
- Инициализируется объект WireWorld с сеткой 10×10.
- Сетка заполняется начальным шаблоном.
- Выводится начальное состояние сетки.
- Выполняется 10 шагов эволюции сетик, и каждое новое состояние выводится на экран.
Примеры использования WireWorld
Логические ворота
WireWorld позволяет моделировать логические элементы, такие как AND, OR и NOT ворота, используя состояния проводов и электронов. Например, два провода, пересекающихся через «проводниковый» элемент, могут моделировать AND ворота.
Сложные схемы
С помощью WireWorld можно строить сложные логические схемы, включая счётчики, регистры и даже полноценные процессоры. Это делает WireWorld мощным инструментом для обучения и исследования в области цифровой логики и компьютерной архитектуры.
Автор статьи:
Обновлено:
Добавить комментарий